20:13
Мировой оценщик
"Опасаюсь, что в этом году количество наших пользователей не успеет достичь 1 млрд",- сокрушается основатель Facebook Марк Цукерберг. В том, что эту планку сеть возьмет в следующем году, ни у кого сомнений нет. Сегодня Facebook - самая большая рыба интернета, заявляющая о своих интересах в разных сферах: поиска, рекламы, геолокации, игр, электронных денег и многих других. Facebook заставляет нервничать местных игроков. Их беспокойство связано не только с "эффектом массы" сети.

Ошеломляющий рост последнего времени - следствие простой и изящной концепции, от которой нет противоядия ни у одного из технологических лидеров. Ее воплощение - кнопочка Like из набора социальных плагинов, проанонсированных Facebook в апреле этого года. Кнопка Like позволяет одним нажатием не только выразить отношение к странице, но и поместить ссылку на нее у себя в Facebook. Всего за несколько месяцев ее установили около полумиллиона сайтов, в день Facebook обрабатывает более 3,5 млрд нажатий на эту кнопку. Сегодня именно на этой кнопке базируются планы сети по завоеванию мира. Местным игрокам остается только повторять: недавно кнопка "класс" появилась в "Одноклассниках". Людям нравится "лайкать". Делясь контентом, они дают понравившимся сайтам трафик (а значит, деньги). СФ поговорил с теми, кто быстрее и лучше других поставил социализацию интернета на службу своему бизнесу.

Революция GPS

Прийт Томп с друзьями, молодыми айтишниками, основал свою компанию Cherry.ee всего полгода назад. Пошел за модным трендом - успехом американского Groupon и бодрым стартом российского Darberry, воссоздав их бизнес-модель в Эстонии. Как и эти ресурсы, Cherry.ee предлагает своим посетителям всего один товар или услугу, но каждый день разные и с большими скидками. Кроме популярности идеи, за которую взялся Cherry.ee, у проекта есть и еще одна интересная особенность: значительную часть бизнеса ему помогают делать пользователи Facebook. В крохотной Эстонии живут менее 1,5 млн человек. Активных пользователей Facebook в ней 200 тыс. Количество же фанатов Cherry уже перевалило за 15 тыс. и продолжает расти. Для сравнения: у российского Panasonic всего 870 фанатов, у Samsung - чуть больше 500. Это при населении России 140 млн человек и 1,5 млн активной аудитории Сети, которая растет как на дрожжах. "Сейчас мы занимаем четвертую позицию в рейтинге страниц эстонских брэндов,- рассказывает Томп.- Выше Cherry только тяжеловесы вроде пивных компаний с солидной историей и бюджетом". Сегодня Facebook дает проекту примерно четверть всего трафика. Такой же вклад вносит в бизнес, генерируя пропорциональную часть выручки. Подобные результаты не потребовали больших инвестиций. Приобрести эти позиции в Facebook стоило менее $3 тыс. Костяк аудитории - первые 5 тыс. подписчиков на страницу сайта в Facebook - проект привлек всего за пять дней, объявив тизерную кампанию, призовой фонд которой увеличивался на 10 тыс. крон ($800) с каждой новой тысячей подписчиков. Для поддержки акции крутили рекламу на Facebook, помогали всеми доступными офлайн-средствами. В результате количество пользователей подсчитать было очень просто: 1 тыс. человек в день. Затем начался "органический рост", и за следующие три летних месяца аудитория утроилась. В Cherry говорят, что хотят довести количество своих фейсбучных фанов до 10% всех эстонских пользователей Facebook. Тогда, по словам Томпа, можно быть уверенным, что практически все население страны так или иначе будет знать о проекте и его предложениях. "Не останется ни одного человека, у кого бы не оказалось друга, коллеги или родственника, состоящего в нашем фан-клубе",- подсчитывает Томп.

Подсказка друга

Компанию Levi's многие считают консервативным игроком рынка одежды. Однако весной 2009 года Levi's стала одним из первых e-tail-игроков, который интегрировал онлайн-бизнес с Facebook, причем постарался выжать из них максимум возможного. Компания включилась в эксперимент по приглашению Facebook. К запуску социальных плагинов в апреле 2010 года, сердцем которых стала кнопка Like, сеть пригласила 30 компаний, чтобы те провели интеграцию с этими решениями к моменту анонса технологии. Сегодня, зайдя на Levis.com, пользователь может воспользоваться "подсказкой друга" - выбрать версию магазина, где все модели подобраны с учетом симпатий ваших друзей. Точнее, с учетом того, какие модели они активно "лайкали". Levi's Friends Store - магазин нового типа. "Лайкая" понравившиеся им модели, друзья превращают сайт в рекомендательную сеть: на витрине Levi's Friends Store вы увидите не то, что решит торговец, а то, что нравится близким вам по духу и вкусам людям. Возможности социальных плагинов этим не ограничиваются. Отметив значком Like определенные модели, вы попадаете на карандаш к торговцу, и дальше все зависит только от его творческой мысли. Например, он может сообщать вам о скидках на понравившиеся модели, а также продолжать развивать рекомендательную систему, базирующуюся на выборе друзей. "Нам действительно очень нравится Facebook и мы рады, что благодаря ему можем совершить революцию в онлайн-шопинге",- говорит Меган О'Коннор, директор Levi's по маркетингу в интернете. Levi's пришла в Facebook в июле 2009 года, без малого за год обзаведясь 290 тыс. фанатов. За три летних месяца 2010-го благодаря кнопке Like и Levi's Friends Store компании удалось удвоить эту цифру, доведя число подписчиков на свою страницу в Facebook до 570 тыс. человек.

Лучше поздно

"Когда нормальные люди создают сайт, они сначала делают нормальный бюджет,- говорит главный редактор онлайн-издания "Частный корреспондент" Иван Засурский,- оставляют деньги на разные социальные штучки, продвижение. А у меня этих денег не осталось". Теперь Засурский считает, что ему повезло. Пока все создавали собственные маленькие социальные мирки, он этого не делал и сегодня очень этому рад. Засурский заместил то, чего нет у него,- сообщество, горизонтальные коммуникации между пользователями, рейтинги статей и системы "вброса" своего контента в чужие социальные миры - одним элементарным в установке плагином от Facebook. Сегодня у страницы "Часкора" в Facebook одна из самых больших аудиторий фанатов среди российских СМИ. С другой стороны, это всего около 7 тыс. человек, что по сравнению с общей аудиторией любого "большого" онлайн-СМИ - просто слезы. Но дело в том, что этими несколькими тысячами человек дело не заканчивается. С них все только начинается. "Это мой "передовой отряд",- говорит Засурский.- Я называю их "агентами". Моя задача - поставлять им свежий товар, и очень важно, чтобы он им понравился. Тогда они приводят пользователей". К тому же распространение ссылок - прерогатива не только этих 7 тыс. человек. "Лайкнуть" заметку может любой пользователь, пришедший на сайт и традиционными путями. Главное, чтобы было желание "лайкать" - показывать друзьям действительно заинтересовавший пользователя контент. "Сейчас меняется вся медийная игра,- объясняет Засурский.- Медиа становятся социальными. На первое место выходит собственно читатель, его интерес к контенту и желание им делиться. Это очень простая идея. Нужно искать и угадывать темы, которые пользователи захотят распространять. Необходимо также работать с ними лучше других - например, быстрее". В этом смысле, считает Засурский, Facebook лишь грамотнее проявляет сущность медиа, очищая их от второстепенного: умение искать темы и работать с ними так, чтобы хотелось этим поделиться.

Очередь за тапками

"Чем тяжелее камень, тем шире круги по воде,- говорит Алиса Чумаченко, основатель и генеральный директор компании Game Insight.- Уже к февралю следующего года на Facebook придется 10% всех пользователей Рунета. Как показывает практика, на большинстве рынков после преодоления этой отметки у сети начинался взрывной рост". Российские игроки проспали момент, когда глобальная сеть открыла свой API для сторонних разработчиков. Поэтому сейчас в глобальном Facebook более 10 тыс. игр, а сделанных российскими командами по пальцам можно перечесть. Game Insight, одна из них, запустила первый проект весной. Но и у подобного отставания есть свои бонусы. "Кто первый встал, того и тапки",- характеризует Чумаченко формулу успеха на рынке приложений для соцсетей. Чем меньше в сети контента, тем больше шансов увлечь пользователей. До недавнего времени российские разработчики предпочитали осваивать Клондайк недавно открывшихся местных сетей: "В контакте", Mail.ru, "Одноклассники". Сегодня настал черед российского сегмента Facebook: его кириллический сегмент с месяца на месяц окажется идеальным местом для того, чтобы воплотить поговорку про тапки.

Социальный ключик

"Сегодня большинство людей выбирают игры не ради достижения игровой цели и не ради погружения в выдуманный мир, а всего лишь как способ поддержания коммуникации,- говорит Виктор Захарченко, исполнительный директор компании Drimmi, производителя социальных игр.- Смысл таких игр - взаимодействие людей". Эта мысль хорошо укладывается и в пространство тезисов Засурского. СМИ - теперь тоже игра, где пользователи делятся контентом не столько, чтобы быть информированными, а чтобы поддерживать связи друг с другом и актуализировать свой статус. Идею социальности и пользовательского отбора как универсального механизма и несет Facebook на любой рынок. Это ядро новой модели поиска, где результаты не выдаются на основе механического учета ссылок, а представляют отсортированные людьми страницы. Это продвижение бизнеса, где выручка базируется на желании человека порекомендовать продукт, сервисов ответов на вопросы, где знание формируется коллективно. А также социальных игр, электронной коммерции, шопинга и многого другого, чем сейчас активно занимается Facebook и в основе чего лежит все та же кнопка Like.

Просмотров: 165 | Добавил: leanoraschvtas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar